Содержание номера
Г.Р. БУТКЕВИЧ, канд. техн. наук, ФГУП «ВНИПИИстромсырье» (Москва)
G.R. BUTKEVICH, Candidate of Technical Sciences, FGUP “VNIPIIstromsyrie” (Moscow)
Проанализирована ситуация в промышленности нерудных строительных материалов
за 1989–2009 гг. Показано, что изменились не только количественные показатели работы
отрасли, но и структура производимой продукции. Соответственно изменяется и
производственная, сырьевая база, а также структура себестоимости продукции.
Сделан вывод, что для достижения показателей, заложенных в «Стратегии развития
промышленности строительных материалов до 2010 г.» потребуется решить ряд
накопившихся и усугубленных кризисом проблем. «стр.3»
Ключевые слова: нерудные строительные материалы, стратегия развития, сырьевая база, горные предприятия.
There is an analysis of the situation in the non-metallic building materials industry in 1989-2009. It is shown, that quantitative measures of the branch have changed as well as the structure of production manufactured. Accordingly there is a change of production, raw materials base as well as the structure of self-cost of production. It is concluded that it is necessary to solve a series of problems accumulated and aggravated by the crisis to reach the rates built into “The Strategy of Development of the Building Materials Industry till 2010”. «P.3»
Key words: non-metallic building materials, development strategy, raw materials base, mining enterprises.
А.Е. ФРАНТОВ, канд. техн. наук, Институт комплексного освоения недр (УРАН ИПКОН РАН, Москва)
A.E. FRANTOV, Candidate of Technical Sciences, the Research Institute of Comprehensive Exploitation of Mineral Resources (URAN IPCON RAN, Moscow)
Представлены испытания конверсионных взрывчатых материалов, полученных при
утилизации артиллерийских порохов путем целенаправленного модифицирования свойств
(гранипоров), на сезонно обводненных месторождениях гипса, мергеля, известняка.
Показано, что на критический диаметр детонации влияют форма и размер зерен гранипоров,
структура заряда и условия взрывания (сухого заряда, увлажненного или водонаполненного).
Предложен метод расчета параметров буровзрывных работ, позволяющий с достаточной
достоверностью оценивать свойства конверсионных ВВ. Применение конферсионных ВВ
позволяет повысить объемную концентрацию энергии заряда, увеличить степень дробления
породы на 10–15% и снизить затраты на вторичное дробление. «стр.6»
Ключевые слова: конверсионные взрывчатые материалы, модифицированные взрывчатые вещества, гранипор, буровзрывные работы, обводненные скважины
Tests of the conversion explosives, produced as a result of utilization of artillery powders by means of purposeful modification of their properties (granipors), at seasonally watered deposits of gypsum, marl, limestone are presented. It is shown that the shape and size of granipor grains, structure of a charge and conditions of blasting (a dry, wetted or water-filled charge) influence on the critical diameter of detonation. The method of calculation of parameters of blast-hole drilling making it possible to evaluate the properties of conversion explosives with sufficient reliability is offered. The use of conversion explosives makes it possible to increase the volumetric concentration of a charge’s energy, to increase the degree of rock crushing by 10-15% and reduce the expenditures for secondary crushing. «P.6»
Key words: conversion explosives, modified explosives, granipor, blast-hole drilling, watered wells.
А.А. ГОРБАТОВСКИЙ, инженер (shimoda2001@mail.ru), С.В. ДРОНОВ, канд. техн. наук,
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический
университет); А.А. ИВАНОВ, зам. ген. директора, ООО «Научно-производственное
объединение «Гранит»(Санкт-Петербург)
A.A. GORBATOVSKY, engineer (shimoda2001@mail.ru), S.V. DRONOV, Candidate of Technical Sciences, the St. Petersburg State Technological Institute (Technical University); A.A. IVANOV, Deputy General Director, OOO “Nauchno-proizvodstevennoye obiedineniye “Granit” (St. Petersburg)
Рассмотрены особенности температурного режима приготовления полимерно-битумных
композиций, описаны эксперименты по определению зависимости продолжительности
смешивания компонентов от температуры. Приведено описание принципиальной
технологической схемы приготовления полимер-битумных композиций. «стр.10»
Ключевые слова: полимерно-битумные композиции, температурный режим, дивинилстирольный термоэластоплат.
Features of the temperature regime of preparation of polymeric-bitumen compositions are considered; experiments aimed at the definition of dependence of the duration of components mixing on temperature are described. The description of the principal flow chart of preparation of polymer-bitumen compositions is presented. «P.10»
Key words: polymer-bitumen compositions, temperature regime, butadiene-styrene thermoelastoplast.
С.О. ЯШИН, инженер (umka@inbox.ru), Ю.Г. БОРИСЕНКО, канд. техн. наук, ГОУ ВПО
Северо-Кавказский государственный технический университет (СевКав ГТУ) (Ставрополь)
S.O. YASHIN, engineer (umka@inbox.ru), Yu.G. BORISENKO, Candidate of Technical Sciences, GOU VPO the North Caucasus State Technical University (SevKavGTU) (Stavropol)
Показана возможность получения высококачественных битумно-минеральных композиций с
наполнителем, модифицированным фосфогипсом. Представлены анализ влияния содержания
фосфогипса в наполнителе битумно-минеральных композиций различного зернового состава
на их эксплуатационные и конструкционные показатели и оптимизация составов. «стр.14»
Ключевые слова: фосфогипс, битумоминеральная композиция, наполнитель, трещиностойкость, термостабильность, сдвигоустойчивость, истираемость.
A possibility of producing high-quality bitumen-mineral compositions with a filler modified with phosphogypsum is shown. An analysis of the influence of phosphogypsum content in the filler of bitumen-mineral compositions of different grain structures on their operational and structural indices and optimization of compositions are presented. «P.14»
Key words: phosphogypsum, bitumen-mineral composition, filler, crack resistance, thermostability, steadiness against displacement, abradability.
Судя по тому, что содержание и развитие дорожного хозяйства оплачивается в основном налогоплательщиками, забота о дорогах – дело всех и каждого... стр.16
В конце октября 2010 г. в Москве состоялась II научно-практическая конференция «Материалы
для дорожного строительства: ДОР–СМ-2010», организованная редакцией журнала «Строительные материалы»® при поддержке Федерального дорожного агентства «РОСАВТОДОР». В ее работе приняли участие руководители и ведущие специалисты предприятий по производству материалов для дорожного строительства, отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, дорожно-строительных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ставрополя, Тольятти, Саратова, Сочи, Воронежа, Улан-Удэ, Волгоградской и Белгородской областей. В соответствии с концепцией конференции большая часть докладов была посвящена вопросам производства материалов, разработке технологий использования современных материалов и конструкций в устройстве дорог. «стр.18»
The II International Scientific and Practical Conference “Materials for Road Building: DOR-SM-2010” organized by the editorial board of “Construction Materials” Magazine with the assistance of the Federal Road Agency “ROSAVTODOR” took place in Moscow in the end of October, 2010. Heads and leading specialists of enterprises manufacturing materials for road construction, branch research institutes, institutes of higher education, road building organizations from Moscow, St. Petersburg, Kazan, Stavropol, Tolyatti, Saratov, Sochi, Voronezh, Ulan-Ude, Volgograd and Belgorod regions took part in its work. In accordance with the conference’s conception a major part of reports was devoted to the issues of materials manufacturing, development of technologies of using up-to-date materials and structures in road construction. «P.18»
С.М. ЕВТЕЕВА, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический университет (СГТУ)
S.M. EVTEEVA, Candidate of Technical Sciences, the Saratov State Technical University (SGTU)
Приведены результаты экспериментальных работ по нанесению цветной символьной
горизонтальной разметки, выполняющей функцию дублирования дорожных знаков, на
автомобильной дороге федерального значения. Применение ее способствует повышению
уровня контрастности разметки по отношению к дорожному покрытию и безопасности
дорожного движения. «стр.22»
Ключевые слова: цветная дорожная разметка, дорожное покрытие, холодный пластик, уровень контрастности, безопасность движения.
Results of the experimental works on putting the color, symbolic, horizontal marking performing the functions of traffic signs at a highway of federal importance are presented. The use of it improves the level of marking contrast regarding the road pavement and traffic safety. «P.22»
Key words: color road marking, road pavement, cold plastic, contrast level, traffic safety.
Н.Е. КОКОДЕЕВА, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический университет (СГТУ) (Саратов)
N.E. KOKODEEVA, Candidate of Technical Sciences, the Saratov State Technical University (SGTU)
В целях реализации Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предлагается
совершенствование методики расчета дорожных одежд нежесткого типа с применением
геоматериалов, приведенной в ОДМ 218.5.001–2009. Использование теории риска позволяет
производить оценку степени риска возникновения трещин в монолитном слое при изгибе. «стр.25»
Ключевые слова: техническое регулирование, теория риска, геосетка, прочность, вероятность нарушения монолитного слоя при изгибе.
For the purpose of realization of the Federal Law No 184-ФЗ “About Technical Regulation” it is proposed to improve the methods of designing of road pavements of non-rigid type with the use of geomaterials contained in ОДМ 218.5.001–2009. The use of the risk theory make it possible to evaluate the risk level of cracks appearance in a monolithic layer in the course of bending. «P.25»
Key words: technical regulation, risk theory, geogrid, strength, probability of breakdown of a monolithic layer at bending.
А.В. КОРОЧКИН канд. техн. (andrey_korochkin@mail.ru), Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ)
A.V. KOROCHKIN, Candidate of Technical Sciences (andrey_korochkin@mail.ru), the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)
Представлена методика и результаты экспериментальных исследований по определению воздействия различных движущихся
транспортных средств на дорожную одежду. Приводится также анализ формирования напряженно-деформированного состояния
в жесткой дорожной одежде с асфальтобетонным покрытием. «стр.28»
Ключевые слова: асфальтобетон, цементобетон, прочность, чаша прогиба.
Methods and results of experimental studies aimed at the definition of influence of various moving vehicles on road pavement are presented. The analysis of formation of stressed-deformed state in the rigid road pavement with asphalt concrete covering is also presented. «P.28»
Key words: asphalt concrete, cement concrete, strength, deflection bowl.
И.И. ОВЧИННИКОВ, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический
университет; М.В. УДАЛОВ, инженер, Уральский государственный университет путей
сообщения; В.А. ИЛЮШКИН, инженер, Саратовский государственный технический
университет; Н.Н. БЕЛЯЕВ, канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
I.I. OVCHINNIKOV, Candidate of Technical Sciences, the Saratov State Technical University; M.V. UDALOV, engineer, the Urals State University of Railway Transport; V.A. ILYUSHKIN, engineer, the Saratov State Technical University; N.N. BELYAEV, Candidate of Technical Sciences, the Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Рассмотрена проблема проектирования современных дорожных одежд на мостах со стальной ортотропной плитой проезжей
части. Обращено внимание, что методы проектирования и расчета дорожных одежд на мостах должны коренным образом
отличаться от методик проектирования дорожных одежд на земляном полотне. «стр.30»
Ключевые слова: проектирование дорожных одежд, дорожные одежды на мостах, расчет многослойных конструкций, ортотропная плита, литой асфальтобетон.
A problem of designing of up-to-date road pavements on bridges with a steel orthotropic slab of roadway is considered. It is noticed that the methods of designing and calculation of road pavements on bridges must differ drastically from the methods of designing of road pavements on a road bed. «P.30»
Key words: designing of road pavements, road pavements on bridges, design of multilayered structures, orthotropic slab, cast asphalt concrete.
Крупнейший производитель машин и оборудования для керамической промышленности фирма LINGL,
предлагая свои услуги, выделяет три центральных компонента для оптимизации процесса производства
и функционирования оборудования... «стр.34»
20–21 октября 2010 г. в Тамбове состоялась IV научно-практическая конференция «Развитие производства
силикатного кирпича в России СИЛИКАТэкс», организованная редакцией научно-технического и производственного
журнала «Строительные материалы»®. В ее работе приняло участие более 100 руководителей и специалистов, представлявших заводы по производству силикатного кирпича, машиностроительные компании, поставщики сырьевых материалов, консалтинговые и торговые организации из 25 регионов России, а также из Украины, Белоруссии и Германии. «стр.37»
The IV Scientific and Practical Conference “Development of Manufacture of Silicate Brick in Russia SILIKATeks” organized by the editorial board of the scientific, technical and production magazine “Construction Materials” took place on October 20-21, 2010 in Tambov. Over 100 heads and specialists representing the silicate brick factories, machine building companies, raw materials suppliers, consulting and trading organizations from 25 regions of Russia and also from Ukraine, Byelorussia and Germany took part in the Conference. «P.37»
А.В. МОНАСТЫРЕВ, канд. техн. наук, ЗАО «Липецкметаллургпроект»
A.V. MONASTYREV, Candidate of Technical Sciences, ZAO “Lipetskmetallurgproekt”
В результате обжига кальцитового известняка c получением извести в шахтных и коротких вращающихся печах в карьерах страны
скопились сотни миллионов тонн его отходов фракций 0–20 и 0–40 мм. Скоростной обжиг мелкофракционного и тонкодисперсного
доломитизированного известняка и доломита приводит к получению магнезиальной и доломитовой извести, пригодной для выпуска
изделий автоклавного твердения, что существенно расширяет сырьевую базу производства извести во многих районах страны и
позволяет практически полностью использовать карбонатное сырье для выпуска качественной извести. Приведены конструкции и
параметры работы печей кипящего слоя и циклонных печей. «стр.40»
Ключевые слова: известняк, доломит; известь магнезиальная, известь доломитовая; печь кипящего слоя, печь циклонная; декарбонизатор.
As a result of burning of calcite limestone for production of lime in shaft and short rotary kilns hundred millions ton of its waste fractions of 0-20 and 0-40 mm have accumulated in the country’s quarries. The fast firing of fine fractional and fine dispersion dolomite limestone and dolomite leads to production of magnesium and dolomite lime suitable for production of articles of autoclave hardening that expands significantly the raw materials base for production of lime in many regions of our country and makes it possible to use carbonate raw materials for manufacturing of qualitative lime almost completely. Designs and parameters of operation of fluidized bed kilns and cyclone kilns are presented. «P.40»
Key words: limestone, dolomite, magnesium lime, dolomite lime, fluidized bed kiln, cyclone kiln, decarbonizer.
Г.И. БЕРДОВ, д-р техн. наук, Л.В. ИЛЬИНА, канд. техн. наук (nsklika@mail.ru),
Н.А. МАШКИН, д-р техн. наук, Новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
G.I. BERDOV, Doctor of Technical Sciences, L.V. IL’INA, Candidate of Technical Sciences (nsklika@mail.ru), N.A. MASHKIN, Doctor of Technical Sciences, the Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
После длительного хранения цемента (4 мес во влажных условиях) прочность полученного из него цементного камня снижается на
20%. Введение 5–9% волластонита (однокальциевого силиката кальция) обеспечивает значительное увеличение прочности камня из
длительно хранившегося цемента: после 28 сут нормального твердения – на 50–60%, после тепловлажностной обработки – на 65%.
Активность длительно хранившегося цемента восстанавливается. «стр.48»
Ключевые слова: портландцемент, волластонит, длительное хранение, прочность.
After long-term storage (4 months under the humid conditions) the strength of cement stone made of it reduces by 20%. Introduction of 5-9% of wollastonite (monocalcium silicate) makes it possible to improve significantly the strength of stone made of long stored cement after 28 days of normal hardening – by 50-60%, after heat and humidity treatment – by 65%. Activity of long stored cement rehabilitates. «P.48»
Key words: Portland cement, wallostonite, long storing, strength.
С.В. ФЕДОСОВ, д-р техн. наук, академик РААСН, В.Е. РУМЯНЦЕВА, канд. техн. наук,
Н.С. КАСЬЯНЕНКО, инженер, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
S.V. FEDOSOV, Doctor of Technical Sciences, Academician of RAASN, V.E. RUMYANTSEVA, Candidate of Technical Sciences, N.S. KASIYANENKO, engineer, the Ivanovo State University of Architecture and Civil Engineering
Рассмотрены химические и физические процессы коррозии второго вида цементного бетона. Показаны особенности. Решена общая
задача определения скорости химического взаимодействия и характеристик массопереноса в бетоне с учетом химического
взаимодействия на границе раздела фаз. По полученным выражениям определены константы скорости химических реакций, плотность
потока переносимого компонента, коэффициент массопроводности. Результаты экспериментальных данных позволят рассчитывать
кинетику и динамику массопереноса гидроксида кальция в жидкой и твердой фазах, что в свою очередь определяет время достижения
концентрации свободного оксида кальция, соответствующей началу разложения высокоосновных компонентов бетона. «стр.50»
Ключевые слова: коррозия второго вида, массоперенос, цементный бетон, долговечность.
Chemical and physical processes of the second type corrosion of cement concrete are considered. The general task of determination of the speed of chemical interaction and characteristics of mass transfer in concrete taking into account chemical interaction on the bound of phase division is solved. On the basis of expressions obtained the constants of chemical reaction speeds, density of a flow of a component transferred, and a coefficient of mass conductivity have been determined. Results of the experimental data makes it possible to calculate the kinetics and dynamics of mass transfer of calcium hydroxide in liquid and solid phases that, in one’s turn, determines the time of approaching the concentration of free oxide of calcium corresponding to the beginning of decomposition of high basic components of concrete. «P.50»
Key words: corrosion of the second type, mass transfer, cement concrete, operating life.
Прошло восемь лет с момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, который провозгласил новые принципы создания и применения нормативно-технической базы, в том числе в области строительства. К сожалению, практика применения этого закона показала относительно низкую эффективность заложенных в нем правовых институтов, в том числе повлекло спекуляции на тему отмены СНиПов. Законы «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» № 65-ФЗ и № 385-ФЗ сняли остроту некоторых положений, однако полной ясности в вопросы нормотворчества в области строительства не внесли. Определенным шагом на пути формирования современной нормативно-технической базы строительства можно считать Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает общие обязательные требования к зданиям и сооружениям по безопасности. Также утвержден перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (или – частей этих документов), применение которых обеспечит соблюдение регламента. Требования по энергосбережению регламентом отнесены к обязательным. Вопросы энергосбережения в строительстве напрямую затрагивают интересы производителей строительных материалов, так как от обоснованности установленных теплотехнических норм зависит объем применения тех или иных материалов, сложность конструкций зданий и сооружений, трудоемкость их возведения и долговечность. Именно поэтому отраслевые объединения производителей строительных материалов все активнее участвуют в разработке нормативно-технической базы строительства. Важным этапом создания эффективного нормативно-технического документа является его всесторонне открытое обсуждение в профессиональной среде. Вниманию читателей представлена первая редакция Свода правил «Тепловая защита зданий», которую мы публикуем по просьбе разработчиков Ассоциации производителей керамических стеновых материалов (АПКСМ) и НИИСФ с целью получения отзывов и замечаний. «стр.53»
Eight years have passed from the moment of approval of the Federal Law “About Technical Regulation” of 27.12. 2002 No 184-ФЗ, which enunciated new principles of creation and application of a normative-technical base, including the field of construction. Unfortunately, practice of application of this law has shown the rather low efficiency of the legal institutes stipulated by it, entailed speculations on a theme of cancellation of SNiPs. The laws “About Introduction of Changes into the Federal Law “About Technical Regulation” No 65- ФЗ and No 385-ФЗ have removed the acuteness of some provisions but have not clarified the issues of law-making in the field of construction. The Federal Law No 384- ФЗ of 30.12.2009 “Technical Regulations for Safety of Buildings and Structures” establishing the general obligatory safety requirements for buildings and structures can be considered as a certain step to the formation of a modern normative-technical base in construction. The List of obligatory national standards and the Codes of rules ( or part of these documents)ensuring the compliance with regulations has also been approved. Requirements in the field of power saving have been rated by the regulations as obligatory. Problems of power saving in construction infringe directly interests of manufacturers of building materials as the volume of use of one or another materials, complexity of designs of buildings and structures, labor intensity of their construction and operating life depend on validity of the established heat engineering norms. That’s why the branch unions of building materials manufacturers participate more actively in development of the normative-technical base of construction. Detailed open discussion of this normative-technical document among professionals is an important stage of its preparation. The first version of the Code of Rules “Thermal performance of the buildings” published by us at request of the developers from the Association of ceramic wall materials manufacturers (APKSM) and NIISF is presented to the attention of our readers. «P.53»
Новости «стр.78»
News «P.78»